Когда и где начнется третье тысячелетие? (Андрей Романов)

“Римские полководцы всегда побеждали,
но никогда не знали, в какой день это случалось”
Вольтер

Последнее время очень многие задают вопрос: “В какой момент времени начнется третье тысячелетие, когда его нужно встречать и куда нужно (если нужно) для этого ехать?”

Чтобы ответить на эти вопросы, напомним, прежде всего, как исчисляются “моменты времени” в современном мире. Хотя время, как физическое понятие, с интересующей нас точностью течет равномерно, однако в современной системе отсчета каждый момент времени не может быть охарактеризован только одним числом, а используется сложная и составная шкала, содержащая четыре независимых цикла: годы / месяцы / дни / часы-минуты-секунды.

Таким образом, для обозначения какого-либо момента времени требуется целых 6 разных чисел! Как же сложилась такая сложная система и как устроены все эти циклы? Естественно, что каждый из этих циклов помимо природной основы имеет много исторических “наслоений”. Все это происходит по одной простой причине: длительность оборота Земли вокруг своей оси (сутки) и длительность ее оборота вокруг Солнца (год) никаким образом не совпадают и не соотносятся между собой. Продолжительность тропического года (т.е. интервала времени от равноденствия до равноденствия) составляет 31556925.9747 секунд, причем с течением времени это число изменяется примерно на 0.5 секунды за столетие. В пересчете на средние солнечные сутки это составляет 365 дней 05 часов 48 минут 45.9747 секунд. Создание системы, которая бы считала дни в году с минимальными отклонениями от реального движения Земли, и есть проблема календаря, которая на протяжении многих тысячелетий по-разному решалась разными народами и цивилизациями. К сожалению, оптимального и вполне точного календаря мы не имеем до сих пор.

Почему 60?
Время от времени все смотрят на часы и знают, что сутки равномерно разделены на 24 часа, затем каждый час на 60 минут, а каждая минута на 60 секунд. Таким образом, 1 секунда составляет 1/86400-ю часть периода обращения Земли вокруг оси. Между тем, шестидесятеричная система деления интервалов времени является наиболее архаичным элементом во всей современной системе счета времени, поскольку исторически она восходит к вавилонским календарям эпохи царя Хаммурапи (XVIII век до н.э.). От вавилонян мы также переняли и деление дня и ночи на 12 частей. Но, несмотря на свою почти 40-вековую историю, в современном мире именно секунда является базисной единицей измерения времени, и в этом качестве она входит во все физические и технические единицы измерений.

“Точное время”
В старину люди не спешили; не случайно на первых башенных часах в Кремле не было даже минутных стрелок — только одна часовая. Еще совсем недавно говорили: “Пожалуйста, подождите одну минуту”. Сейчас в аналогичной ситуации говорят короче: “Секундочку!”. С точки зрения обычного человека секунда представляется очень маленьким и несущественным интервалом времени. Практическое употребление секунда получила только в нашем веке после мощного развития индустриальной революции и действительно стала символом “суматошного” века. Однако из-за высокой точности измерений современная секунда содержит достаточно много “хитростей” и раз уж наша сегодняшняя жизнь расписана по секундам, целесообразно напомнить, что же это такое.

Орбита Земли вокруг Солнца не вполне круговая, и из-за этого Солнце по небу Земли движется неравномерно. Истинный полдень (т.е. момент времени, когда солнце на небе проходит через линию север-юг) в феврале запаздывает на 14 минут, а в ноябре наступает на 16 минут раньше. В дальнейшем мы увидим и другие отличия “астрономического” и “общегражданского” времени. Кроме этого, сама Земля вращается вокруг своей оси весьма неравномерно (до 0.04 с), а ее ось (т.е. положение полюса) перемещается на десятки метров. Поэтому уже в 1956 г. Международный комитет мер и весов отказался от секунды, определяемой по вращению Земли.

Современная секунда введена в использование с 1 января 1972 г. и равна 9192631770 колебаниям излучения квантового перехода между уровнями сверхтонкой структуры атома Цезий-133. Технически, шкала времени реализована на основе атомных стандартов частоты (цезиевых и водородных), лучшие образцы которых способны хранить время с относительной ошибкой 10-16. Такие часы накопят ошибку в 1 секунду за 1 миллиард лет. Однако и они нуждаются в периодических поправках.

Наш спутник Луна своими приливами постоянно тормозит вращение Земли, и из-за векового замедления скорости ее вращения постепенно накапливается разница между астрономическим и равномерным атомным временем. Для исправления этой разницы в определенные дни (как правило, под Новый год, в полночь 31 декабря) вводится т.н. “дополнительная” секунда”, которая тем самым удлиняет и этот день, и этот год.

“В Петропавловске-Камчатском — полночь”
Современный человек чрезвычайно подвижен, и может в один и тот же день побывать на разных континентах, а уж по телефону разговаривать и вовсе с любой точкой на Земле. И все знают, что в разных городах Земли время разное.

Вся поверхность земного шара разделена на 24 часовых пояса по 15 градусов по долготе. При этом во всех точках каждого часового пояса рекомендовано установить время, совпадающее с Всемирным (гринвичским) временем в минутах и секундах и отличающееся от него на целое число часов, равное разности долгот среднего меридиана данного часового пояса и 0-го (гринвичского) меридиана. Такая система часовых поясов была принята на Международном астрономическом конгрессе в Вашингтоне в 1884 г.

В нашей стране поясное время было введено с 1 июля 1919 г. для судоходства, а с 17 января 1924 г. — повсеместно на всей территории СССР. Границы часовых поясов устанавливаются с учетом государственных и административных границ, местонахождения административных центров и т.д., однако на протяжении десятилетий они неоднократно пересматривались. Действие поясного времени при этом не распространяется на системы связи и телекоммуникаций, железные дороги, управление воздушным движением и другие глобальные технические системы, большинство которых действует по единому Московскому времени.

По декретам Советской Власти
Декретом Совнаркома СССР от 16.06.1930 г. во всей стране было введено т.н. “декретное время”, по которому стрелки часов были переведены на 1 час вперед относительно поясного времени. Постановление Кабинета Министров СССР от 04.02.1991 г. №20 отменило “декретное” время, однако в том же году Постановлением Совета республики Верховного Совета РСФСР №1790-1 от 23.10.1991 г. оно вновь было восстановлено. Таким образом, почти 70 лет общегражданское время в нашей стране на 1 час впереди планеты всей.

Летом дни длиннее
Впервые система “летнего” времени была применена в 1916 г. во Франции, и с тех пор в большинстве стран мира весной (как правило, в последнее воскресенье марта) часовая стрелка переводится на 1 час вперед, а осенью (как правило, в последнее воскресенье октября) — на 1 час назад.

Справа — вчера, слева — завтра
Отдельный вопрос, о котором многие также не задумываются, состоит в том, когда именно по времени наступает новый день. Ветхозаветная традиция, перешедшая впоследствии в другие конфессии, предполагает, что предшествующий день заканчивается, а новый начинается в момент появления на небе “первой звезды”. По современным представлениям это соответствует т.н. “гражданским сумеркам”, когда глубина погружения Солнца под горизонт составляет 6-8 градусов, и приходится включать искусственное освещение. В большинстве древних и средневековых государств новый день начинали с восходом Солнца, отсчитывая часы сначала дневные, а затем ночные. Поскольку Солнце восходит и заходит в разные времена года в разное время, то естественно, что подобные системы отсчета суток содержали значительные систематические ошибки. Современное общегражданское время предполагает, что новый день, иначе новая календарная дата, наступает в полночь (те, кто проходит в метро до и после 12 ночи, может увидеть это на своем билете).

Поскольку в разных часовых поясах разное время, то и новая календарная дата наступает в одних местах раньше, а в других v позже. Самым замечательным примером новейшей истории на эту тему служит День Победы.

Капитуляция Германии была принята в Берлине в полночь (по среднеевропейскому времени) с 8 на 9 мая 1945 г., поэтому в Англии и США, где еще было 8 мая, День Победы празднуют на один день раньше, чем у нас, так как в Москве в тот момент было уже 02 часа следующей календарной даты — 9 мая.

На той же конференции 1884 г. в районе меридиана 180 градусов между западным и восточным полушариями была выбрана международная линия перемены дат. По разные стороны этой линии действуют разные календарные даты, и те, кто пересекает ее, должны прибавить или отнять один день от своего календаря. Когда Магеллан, совершая кругосветное путешествие с востока на запад, этого не сделал, то возвратившись, с удивлением обнаружил, что один календарный день у его оказался “потерян”.

Из-за географии материков и островов линия перемены дат не везде совпадает с 180-м меридианом. От Северного полюса эта линия спускается по нему, затем поворачивает на юго-восток, огибает Чукотку и выходит на меридиан 191 градус 01 минута 23 секунды восточной долготы, т.е. более, чем на 11 градусов смещена в западное полушарие. Затем по этому меридиану она опускается до 66 градуса северной широты, повторяя границу между Россией и США. Затем линия перемены дат поворачивает на юго-запад и проходит между Командорскими и Алеутскими островами до точки с координатами 168 град. в.д. и 52о30- сев. широты. Из этой точки линия перемены дат южнее Алеутских островов вновь уходит на юго-восток до меридиана 180 град. и опускается по нему вниз до 5 град. южной широты.

Далее она вновь уходит на юго-восток до границы между 12 и 13 часовыми поясами, т.е. 187 град. 30- вост. долготы и идет по этому меридиану до 45 град. юж. широты. Затем вновь поворачивает на юго-запад, на 50 град. южн. широты возвращается на меридиан 180 град. и уже по нему опускается до Южного полюса.

В результате данного проведения линии перемены дат 12-ый часовой пояс оказался разделен на части, в которых не сохраняется одинаковое время в пределах одного часового пояса. Как мы увидим в дальнейшем, это окажется весьма существенным для выбора места встречи нового тысячелетия.

С Новым годом, с новым счастьем!
Еще больше сложностей связано с установлением того момента, когда один календарный год сменяет другой. Изначально со времен родового строя у большинства народов мира отсчет начала года велся от дня весеннего равноденствия, когда Солнце, поднимаясь вверх, выравнивает продолжительность дня и ночи. Первобытные каменные обсерватории были построены именно для наблюдений за движением Солнца и определением дня равноденствия. Наиболее известный памятник такого рода — Стоунхендж (Солсбери, Великобритания), но и в нашей стране десятки подобных объектов. Иногда использовались сезонные особенности, существенные для местной цивилизации; например, в Древнем Египте год начинали с разлива Нила и приуроченного к этому времени первому предутреннему восходу звезды Сириус — богини Сотис.

В Древнем Риме год начинался весной с 1 марта, но в 153 г. до н.э. жрецы Римской республики перенесли день начала годового срока консульства на 1 января с целью скорейшей отправки тогдашнего консула на войну в Испанию (или консул им сильно надоел, или консульские выборы хотели провести досрочно). В 46 г. до н.э. в рамках реформы календаря Юлия Цезаря, которую проводил астроном Созиген из Александрии, начало года в общегражданском календаре также было перенесено на 1 января. При этом дата начала года существенно переместилась из-за перекройки всей системы месяцев (исчез месяц марцедоний, изменилась продолжительность февраля и других месяцев), а сам 46 г. до н.э. имел 15 месяцев и продолжался 455 (!) дней.

Преемник Цезаря император Август внес свой вклад, “отстегнув” еще один день от февраля в пользу 8-го месяца имени самого себя. Однако за века после крушения Римской империи в европейских странах сам собой произошел возврат к отсчету начала года от весеннего равноденствия.

На 1-м Вселенском соборе 325 г. в г. Никея (куда тогдашнего папу римского Сильвестра 1, кстати, даже не позвали) начало года было установлено на 25 марта и определен порядок празднования Пасхи в первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия. Это было сделано специально, чтобы христианская Пасха не совпадала с иудейской, но из-за несоответствия юлианского календаря с истинным движением Земли за несколько веков Пасха от весеннего равноденствия заметно “уехала”.

В 1582 г. (4 октября) буллой папы Григория Х111 был введен новый календарь, истинными авторами которого были математик Лиуджи Лилио Гаралли из г. Перуджи и астроном Петрус Пилат из г. Вероны. При этом произошла подвижка календаря на 10 дней вперед без смены счета дней в неделе, благодаря чему Пасха вновь вернулась к весеннему равноденствию, а Рождество — к зимнему солнцестоянию. Тем не менее, в 1622 г. Папская канцелярия вновь перенесла точку начала отсчета года с 25 марта на 1 января.

На Руси до Х века год начинался с новолуния после дня весеннего равноденствия, а затем после крещения Руси князем Владимиром Святославовичем в 988 г. начало года стали считать от 1 марта. В 7000 г. “от сотворения мира” (1492 г.) в качестве общегражданского ввели церковный календарь, и начало года стали отсчитывать с 1 сентября. Далее, 20 декабря 7207 г. (1699 г.) вышел указ Петра I о переносе даты нового года на 1 января, но не григорианского, а действовавшего православного (т.е. юлианского) календаря. Из-за петровской реформы год 7207-й в России продолжался 487 дней.

Наконец, по Декрету Совета народных комиссаров 24 января 1918 г. РСФСР и Финляндия полностью перешли на “григорианский” календарь (новый стиль), потеряв при этом уже 14 дней, т.к. после 31 января наступило 14 февраля. Из-за этого, кстати, годовщины Октябрьской революции у нас всегда отмечались в ноябре, а Февральской — в марте; сначала мы празднуем Новый год (т.е. обрезание И. Христа), а только через 7 дней — его Рождество. А кроме того, у нас есть самый любимый праздник, который для других наций и вовсе немыслим — это Старый Новый год.

Какое, милые, тысячелетье на дворе?
Большинство мировых религий отсчитывает годы “от сотворения мира”, но хотя мир один и тот же, даты существенно расходятся. Иудейская эра отсчитывается от 7 октября 3761 г. до н.э. Православная (византийская) эра начинается от 1 сентября 5508 г. до н.э.; и это летоисчисление введено на Руси в 988 г. В ранней Римской империи применялись летоисчисления: “от основания Рима”: от 21 апреля 753 г. до н.э., а в поздней — “эра Диоклетиана” от 29 августа 284 г.

Католическая церковь также сначала использовала летоисчисление от года начала преследования Диоклетианом христиан, а во время правления папы Бонифация II (530-532 гг.) было определено ныне существующее летоисчисления “от Рождества Христова”. В основу его легли астрономические расчеты нижнедунайского монаха Дионисия Малого, который принял на веру, что И. Христос был распят в возрасте 30 лет. Соответственно, и дата рождения И. Христа была установлена на 754 г. от основания Рима, или за 278 лет до эры Диоклетиана. Процесс перехода на это новое летоисчисление в Европе произошел далеко не сразу и затянулся более чем на тысячу лет.

Наука считает, что…
Естественно, что летоисчисление “от сотворения мира” установлено соответствующими толкователями тех или иных древних текстов и является полностью мифическим. Для примера можно указать, что орудия “человека разумного” имеют возраст до нескольких десятков тысяч лет; как биологический вид человек существует около 3 миллионов лет; древнейшие горные породы на нашей планете имеют возраст 3.5 миллиарда лет; Солнце и наша планетная система существуют около 4-5 млрд. лет, а возраст видимой Вселенной оценивается около 20 млрд. лет. Измерение более ранних времен в земных годах теряет смысл, поскольку пространство и время в ранней Вселенной имеют существенно иные свойства.

Время от времени на небе случаются впечатляющие астрономические явления, которые попадают затем в летописи или памятники тех или иных цивилизаций. Чтобы не путаться в многочисленных календарных и временных реформах народов разных стран, в астрономической науке введена собственная шкала времени, в которой нет ни годов, ни месяцев, ни недель, а только номера дней. Старт этой шкале положен на условную дату в полдень 1 января 4713 г. до н.э. (по юлианскому календарю), и это измерение времени называется “Юлианскими датами”.

Соответственно, и полное солнечное затмение во время похода князя Игоря на половцев, и вспышка сверхновой звезды (1054 г.), описанная в китайских летописях, и фазы Венеры, наблюдаемые древними инками, и восходы Сириуса в Египте, и прилеты небесных странниц v комет, наводившие ужас на древние и средневековые народы, и все прочие события датируются в единой, равномерной и непрерывной шкале, охватывающей период всех известных науке цивилизаций и полностью независимой от любых происшествий в подлунном мире.

Что касается исторической науки, описывающей социальные события и выдающиеся личности, то в ней также для всех народов и цивилизаций используется единая шкала годов “до нашей эры” и “нашей эры”, которая в настоящее время совпадает с общегражданским летоисчислением, однако, с некоторыми особенностями. Прежде всего, годы и века “до нашей эры” отсчитываются в обратном порядке, после большего номера наступает меньший. Например, Юлий Цезарь родился в 100 г. до н.э., провел реформу календаря в 46 г. до н.э., а был убит в мартовские иды 44 г. до н.э.

Кроме этого, в исторической шкале отсутствуют 0-й год, 0-й век и 0-ое тысячелетие. Это связано с тем, что системе римского счета, на основе которого исторически формировалось все летоисчисление, нет нуля, и цифры следуют от “I” до “Х”. Само понятие “нуль” было введено в математический и бытовой обиход только после эпохи Возрождения, когда для написания чисел начали использоваться арабские цифры и десятичная система разрядов в числах. Соответственно, после 31 декабря 01 года первого века первого тысячелетия до нашей эры наступило 01 января 01 года первого века первого тысячелетия уже нашей эры. Конечно, современному человеку, воспитанному на компьютерной технике, трудно понять, почему раньше считали от I до Х, а не от 0.00 до 9.99, но, тем не менее, это так.

Отдельное “недоразумение” в отдельно взятой стране представляют собой следующие фразы из Указа Петра I о проведении календарной реформы: “будущаго Генваря съ 1 числа настанетъ новый 1700 годъ купно и новый столътный въкъ. А въ знакъ того добраго начинанiя и новаго столътнаго въка въ царствующемъ градъ Москвъ въ знакъ веселiя, другъ друга поздравляя Новымъ годомъ и столътнимъ въкомъ, учинить сiе”, — далее следуют административные и хозяйственные указания.

Многие последующие авторы указывали на т.н. “ошибку” Петра, поскольку в других странах, на календарь которых в тексте указа имеется ссылка, новый столетний век наступил не в 1700 г., а как обычно, на год позже — 1 января 1701 г. И в России, кстати, указание Петра о смене века также было буквально выполнено только один единственный раз, в 1700 г. Например, А.В. Суворов скончался 6 мая 1800 г., т.е. в XVIII веке, а начало XIX века было ознаменовано убийством императора Павла Петровича 11 марта 1801 г. Итоги XIX века подводила Всемирная Парижская выставка 1900 г., а ХХ век начался 1 января 1901 г.

На самом деле, решение Петра о старте нового века было вызвано не только и не столько сочетанием двух нулей (1700), сколько конкретной ситуацией в стране в это время. Недавно были подавлены стрелецкие бунты, и Петр Алексеевич реформировал не только летоисчисление, но и всю Россию; активно брил бороды, а кое-кому и вместе с головами. Так что если Лефорт и астроном Яков Брюс и “ошиблись” в тексте указа, то ошибка эта была заведомо сознательная и более того, “политическая”. Хотелось бы выразить осторожную надежду, что в будущем в нашей стране необходимости в таких “ошибках” не возникнет.

Когда у И. Христа “день рождения”?
В Римской империи не было принято выдавать свидетельства о рождении или паспорта и вести личные дела на осужденных преступников; во всяком случае, каких-либо исторических документов о дате рождения И. Христа не существует. Существовал ли Иисус Христос в реальной истории, или является персонажем мифическим и собирательным, — мнения существуют разные, но сейчас этот вопрос не является предметом нашего обсуждения.

Из контекста Нового Завета можно сделать предположительный вывод о том, что Рождество Христово приходится на середину зимы.

В первые века нашей эры христианская церковь формировала свою административно-организационную структуру и основные догматы вероучения, и основной ее идеологической задачей являлось замещение бытовавших в народных массах языческих праздников на новые христианские. Поэтому на день весеннего равноденствия, когда многие языческие религии праздновали начало года, было отнесено Благовещение (т.е. зачатие И. Христа), а на день зимнего солнцестояния (день возрождения Солнца — главный праздник Митры) — Рождество Христово.

Вообще, в первые века нашей эры отсчет жизни любого человека было принято начинать не от рождения, а с момента зачатия (что вполне согласуется и с современными медицинскими воззрениями). Поэтому при императоре Константине Благовещение было зафиксировано на 25 марта (и соответствовало началу года), а Рождество — ровно через 9 месяцев на 25 декабря.

Однако, при этом были допущены две астрономические ошибки. Во-первых, сам момент равноденствия изначально был определен неточно, а в последующие века еще больше сместился из-за неточности церковного и общегражданского календаря. Во-вторых, еще древним астрономам было известно неравномерное движение Солнца и, вследствие этого, разная продолжительность времен года. Равноденствия и солнцестояния не могут приходиться на одни и те же числа в разных месяцах, но епископами эти знания были забыты.

В результате в современную эпоху весеннее равноденствие происходит 21 марта, католическая церковь празднует Благовещение 25 марта, а православная — 7 апреля; зимнее солнцестояние происходит 22 декабря, католическое Рождество — 25 декабря, а православное — 7 января.

В каком году родился И. Христос?
Относительно года Рождества Христова также нет точных и бесспорных данных. Католическая церковь по-прежнему использует расчеты Дионисия, считая возраст Христа равным текущему летоисчислению общегражданского календаря. В большинстве современных энциклопедий указано, что И. Христос родился в семье плотника Иосифа и девы Марии в Вифлееме Иудейском в 4 г. до н.э., а умер в 30 г. н.э. Дата 4 г. до н.э. используется большинством источников на основании того, что в этом году умер правитель Иудеи Ирод Великий, и это единственная дата, которая известна из документов точно.

Однако, согласно Новому Завету в период времени между Рождеством Христовом и смертью Ирода должны были произойти еще и следующие библейские события: приход волхвов с востока к Ироду, его поручение о розыске младенца, переход волхвов в Вифлеем вслед за путеводной звездой, встреча волхвов с младенцем и поднесение ему даров, отход волхвов, бегство Иосифа, Марии и младенца в Египет, приказ Ирода и избиение младенцев в Вифлееме (с верхней границей по возрасту до 2 (!) лет включительно), наконец, продолжительная болезнь и смерть Ирода. Реально на проведение всех этих мероприятий должно было потребоваться от 2 до 4-х лет, что соответствует рождению Христа в 8-6 гг. до н.э.

В Евангелии от Луки сказано: “2.1. В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. 2.2. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею”. По данным древних историков Иосифа Флавия и Тертуллиана, данная перепись населения, во время которой родился И. Христос, в Иудее проводилась в период 8-7 гг. до н.э.

Наконец, основатель династии Романовых патриарх Филарет (в миру Федор Никитич Романов) в книге “Чин приходящих от ересей” сформулировал в адрес католиков позицию Русской православной церкви о годе Рождества Христова следующим образом: “Проклинаю ложное исповедание их и прелестное их летописное указание, яко Господь наш Иисус Христос воплотился не в лето пять тысящ пять сотое” (5500 г. от сотворения мира, т.е. 8 г. до н.э.).

Когда, где и как встречать третье тысячелетие?
Исходя из всего вышесказанного видно, что прежде чем готовиться встречать 3-е тысячелетие, нужно сначала определиться, по какому из действующих календарей будет проводиться это мероприятие, поскольку в общегражданском, астрономическом и христианском смысле это событие происходит в разное время, в разные даты и в разных местах земного шара!

В “общегражданском” смысле, в соответствии с установленным в настоящее время порядком исчисления поясного времени новая календарная дата и третье тысячелетие “нашей эры” появится одновременно на всей территории России, которая лежит восточнее границы между X и XI часовыми поясами, т.е. на территории Чукотского автономного округа и Камчатской области в момент времени 2001 (Две тысячи первого) года (нашей эры) 01 (января) месяца 01 числа 00 часов 00 минут 00.00 секунд поясного (декретного, зимнего) времени. В тот же момент это событие отметят также жители 12-го часового пояса на Маршалловых островах, о. Фиджи, в Новой Зеландии, о. Окленд и Маккуори. Но жители на о-вах Чатем (Новая Зеландия), находясь географически в 12-м часовом поясе, живут по собственному (“декретному”) времени, которое на 12 ч 45 м опережает Всемирное (гринвичское). Так что они встретят новое тысячелетие на три четверти часа раньше всех на земном шаре.

Можно было бы организовать рекордную встречу 3-го тысячелетия в системе поясного времени еще на 15 минут раньше новозеландцев (т.е. + 13 часов от Всемирного времени) у нас на Чукотке, если бы на территории России был восстановлен 12-й часовой пояс, упраздненный Постановлением Правительства РФ от 08.01.1992 г. N 23 “О порядке исчисления времени на территориях РФ”. В приложении, определяющем границы часовых поясов, сказано: “Территории Российской Федерации, расположенные к востоку от границы между XI и XII часовыми поясами до границы территориальных вод РФ, относятся к XI часовому поясу”, и поэтому в настоящее время никакая административная территория Российской Федерации на востоке не живет по времени XII часового пояса, и не существует Чукотского (бывш. Анадырского) времени, а есть Камчатское время XI часового пояса, которое опережает Московское время на 9 часов и Гринвичское на 11 часов.

Если рассматривать вопрос о начале суток с астрономической точки зрения, то необходимо иметь в виду следующее. Во всех точках любого земного меридиана начало местных суток начинается одновременно и совпадает с моментом нижней кульминации истинного Солнца (противоположной верхней кульминации, когда Солнце поднимается выше всего). Это явление носит название истинной полуночи. Чем восточнее находится меридиан наблюдателя (т.е. его положение на поверхности Земли), тем раньше у него наступает истинная полночь. Поскольку восточная долгота наблюдателя ограничивается международной линией перемены даты, то с этой точки зрения самой восточной на всей Земле точкой суши является территория России — восточная оконечность о. Ратманова (Большой Диомидов остров) с координатами 191 град. 00 мин. восточной долготы и 65 град. 48 мин. северной широты, а для морского или воздушного наблюдателя — восточная граница территориальных вод РФ на меридиане 191 град. 01 мин. 23 сек. вост. долготы.

Естественно, что в момент истинной полуночи на небе ничего необычного увидеть в буквальном смысле слова нельзя. Однако, желающие именно “увидеть” момент наступления нового тысячелетия могут себе это позволить, если в указанный момент времени будут находиться на линии перемены дат от Южного полюса примерно до Южного полярного круга. Поскольку зимой за Южным полярным кругом Солнце не заходит, то на этой линии полночь будет вполне видна в виде нижней кульминации Солнца (т.е. прохождения Солнца через меридиан Гринвича).

Все желающие, кто окажется в полдень 31 декабря 2000 г. на меридиане Гринвича (0 градусов долготы) также вполне смогут увидеть у себя уже верхнюю кульминацию Солнца (истинный полдень) и порадоваться за антарктических и чукотских товарищей, которые новое тысячелетие уже реально встретили.

С точки зрения католического летоисчисления, третье тысячелетие (т.е. момент времени, когда исполнится ровно 2000 лет от момента Рождества Христова) наступит с первой звездой в ночь на 25 декабря 2000 года. Встречать новое христианское тысячелетие, если быть пунктуально точным, нужно на месте рождения И. Христа — в г. Вифлееме (ныне Израиль).

Для православных христиан 2000 лет И. Христу уже исполнилось в ночь на 25 декабря 1993 г. по церковно-славянскому календарю, что соответствует 7 апреля 1994 г. общегражданского летоисчисления, и причины для беспокойства в данном случае отсутствуют.

Желающие начать праздник уже в этом году, также могут себе это позволить, поскольку 2000 г. в любом случае является рубежным между тысячелетиями, и можно непрерывно отмечать это событие с декабря 1999 г. по январь 2001 г. включительно.

Как уже говорилось, все проблемы исчисления моментов времени вызваны тем, что суточный, месячный и годовой интервалы (т.е. периоды обращения тела Земли вокруг своей оси, относительно Луны и Солнца) полностью несоразмерны. Поэтому начало тысячелетия, как весьма продолжительного интервала времени, нецелесообразно привязывать к датам и моментам времени какого-либо из действующих в настоящее время календарей в той или иной местности или конфессии.

Как было ранее сказано, абсолютно все (!) цифры и даже понятия, входящие в календарную дату и общегражданское время, за прошедшие 2000 лет многократно изменялись и пересматривались бесчисленными римскими папами, государями императорами и председателями больших и малых совнаркомов в тех или иных сиюминутных или долгосрочных интересах. Какое отношение к Иисусу Христу и его Рождеству имеет момент времени, определяемый по минутам Хаммурапи, по часам Сталина, по дням Ленина и Григория, по месяцам Цезаря и Августа, по годам Бонифация и Диоклетиана, в каждом месте Земли по своему отдельному времени, да к тому же еще и с дополнительными “атомными” секундами? По мнению автора, — никакого. “Все врут календари”, — сказал Фамусов и был прав.

Уж если решили на 1-м Вселенском соборе, общепризнанном до сих пор, что И. Христос родился в день зимнего солнцестояния, момент которого является началом астрономического года для всей планеты в целом, то и все последующие локальные административные попытки “подогнать” календари общегражданского назначения под это событие следует воспринимать исключительно как меры по организации быта народонаселения.

Момент начала третьего тысячелетия в данном контексте соответствует моменту зимнего солнцестояния, который приходится на 21 декабря 2000 г. в 13 часов 37 минут Всемирного (16:37 Московского) времени и соответствует Юлианской дате 2451900.0. Праздновать его можно в любой точке нашей планеты, ибо нет перед Господом “ни эллина, ни иудея”.

Об авторе: Романов Андрей Михайлович — главный специалист Отделения общей физики и астрономии Российской Академии наук. Статья была подготовлена для сетевой версии журнала в декабре 1999 года.